1 Мами Че

Настоящая Таня Кукла

Таня Кукла – основательница “Montessori Family” и мама троих деток Миши (13 лет), Дины(11 лет) и Евы (5 лет) говорит, что на самом деле у нее пятеро детей – еще сад и школа по системе Монтессори в Черкассах. Она шутит, что сад уже ходит в сад, а школа только учится держать равновесие. Я поговорила с Таней о том, что стало причиной создания Montessori Family в нашем городе.

“Помоги мне сделать это самому” М.Монтессори

Британские принцы Уильям и Гарри, основатели Google – Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатель Википедии – Джимми Донал Уэйлс – все они ходили в детский садик по системе Марии Монтессори. Итальянский врач, психолог, педагог и философ в первой половине ХХ столетия разработала пособия и материалы, которые развивают мелкую моторику, самостоятельность детей, знакомят с основами счета и речи, помогают изучать окружающий мир и иностранные языки. Но главный принцип метода – это отсутствие принуждения ребенка к занятиям. Важно помнить, что метод монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность и вовремя развить необходимые участки головного мозга.

Таня, скажи, пожалуйста, в чем главная особенность садика и школы Montessori Family?

Вера в то, что каждый ребенок уникален и обладает, заложенным в нему неким путем развития и наша задача помочь идти своим путем. Есть программа, по которой развивается ребенок и он своими действиями, интересом в обучающей среде показывает, что ему надо. Педагог наблюдает, что необходимо сейчас ребенку и может менять образовательную среду, добавлять те материалы, которые могут заинтересовать ребенка в конкретный момент. Этим реализуется индивидуальный подход.

Ты недавно была в Австрии, смотрела на то, как устроены школы по системе Монтессори там. Какие
отличия увидела?

Монтессори садики и школы во всём мире приблизительно одинаковы, они могут отличаться какими-то организационными нюансами, но у всех должны быть разновозрастные группы, монтессори-материалы, среда и педагог, который понимает что это за метод и как с ним работать. Например, у нас сутра – монтессори-урок. Это свободная работа в среде и именно то, что нас объединяет с монтессори садами всего мира. Но отличия все же есть. В Австрии после обеда – отдых, а в 4 часа детей забирают домой. У нас же в 4 – полдник и забирают деток в 6 вечера, поэтому у нас есть дополнительные занятия по английскому, танцам, музыке, рисованию.

Ты видела садики в Австрии, знаешь какие они в нашей стране, можешь сейчас выделить критерии хорошего Монтессори сада?

Я бы назвала 5 критериев, на которые нужно обращать внимание, выбирая для ребенка сад в системе Монтессори.
Первое это разновозрастные группы. Второе – обучающие пространство, которое поделено на зоны (жизненная практика, сенсорное развитие, математика, язык и творчество). Также важно, чтобы имелись монтессори-материалы. 4 критерий – это свободная работа, которая должна длиться минимум два, но в идеале три часа. И последний, но не менее важный критерий – педагог с монтессори-образованием.

Где ты искала педагогов для садика и школы в Черкассах?

На самом деле очень по-разному. Чаще всего это “свои” люди, иногда с не педагогическим образованием: психологи, социальные педагоги или просто любящие мамы.

Проходят ли они специальное обучение?

Да, все работники школы проходят специальное обучение. Курсы, вебинары, повышение квалификации в системе монтессори. Всячески пытаюсь мотивировать, что бы им этого хотелось. Сейчас активно думаем над созданием и обучением детей 7 класса – это возраст, который очень отличается от остальных.

Когда тебя слушаешь верится, что ты искренне этим живешь и волнуешься. У тебя в семье кто-то был связан с педагогикой, откуда у тебя интерес к преподаванию?

У меня бабушка работала в вечерней школе. Ближе к пенсии занималась с детками на дому. Папа в свое время хотел быть физиком. Дома были книги Никитиных, мама выписывала журнал «Семья и школа», смотрела передачи про воспитание. Но в старших классах мне сказали, что преподавателем я не буду. Так как профессия неблагодарная, обращаясь к бабушкиному опыту. Потому что мало кто зарабатывал на этом.

А тебе хотелось стать преподавателем, когда ты училась в школе?

Да, я хотела стать преподавателем и открыть собственную школу. Где-то с класса 9 начали появляться мысли, что школа может быть другой. Я училась в ФИМЛИ и мне моя школа нравилась, но я считала, что она может быть лучше. У меня были преподаватели, какие говорили об этом.

Звучит фантастически 🙂

Да, преподаватель литературы, хотел, чтобы были эпохи. Если, например, по математике и геометрии изучают Евклида, то в этот момент и уроки истории должны соответствовать. Предметы должны быть связаны между собой. И таким образом осуществляется глубокое погружение в эпохи, частично похожее на Вальдорфвскую педагогику. Тогда я этого не знала, но звучало прикольно. И он считал, что именно преподаватели должны придумать эту новую школу вместе.

А куда родители тебе советовали поступать?

На международные отношения, но я туда не захотела. Год отучилась в Аграрном университете на зоотехнологии, потом бросила и пошла в Могилянку на экономический факультет, после второго курса я поступила на заочное в наш ЧНУ на математику, потому что решила, что могу все таки в жизни что-то менять и становится преподавателем. Отучилась два курса заочно, получила бакалавра в Могилянке и забеременела первым ребенком.

И когда ты начала серьезно думать об открытии садика в Черкассах?

Я решила, когда Мише будет три года, тогда можно идти в садик. До этого водила на разные развивающие занятия и там возникали сложности в общении с коллективом, он сидел на руках и я понимала, что не время. Мише было 3,8 когда родилась Дина и он пошёл в государственный садик. И там было много проблем.

Каких?

Пугали детей, которые не спят. Няня строго вела – могла кулаком по столу стукнуть, топнуть ногой, были угрозы, что могут ударить. Еще был неприятный момент – на блюдечко клали чеснок и я так понимаю можно было есть или не есть. А моему сыну нарезали в суп. И заставили съесть. Именно после этого он перестал хотеть ходить в садик, а супы не ест до сих пор. Через какое-то время он пошел в частный садик на полдня. Здесь ничего не было про насилие, но были нюансы которые мне не нравились. Когда ему было 5, я хотела отдать еще в одно место, но его туда не брали так как был большой. И отдала его опять в государственный садик. В этом переходе у меня появились мысли, что надо делать что-то своё. Я подняла эту тему со своими родителями и получила поддержку, которая стала разрешением на тот школьный запрет. Тогда родители сказали, что это хорошее благое дело «хочешь, занимайся детками». Мне открылись двери куда-то.

С чего начался твой путь создания альтернативного образования в нашем городе?

Я как молодая мама имела много всякой литературы. Мы разным занимались с Мишей и Диной, и я понимала, что, допустим, сниму какое-то помещение, притащу все эти пособия и троих-четверых детей я ещё смогу организовать. Но что делать, если их будет 10-15? Я понимала, что такое группа детей. У нас часто собирались гости со своими детьми. Я знала, какой это может быть беспорядок, как сложно их организовать вместе. Была уверена, что муштровать не хочется, а как делать по-другому знания не было. Начала искать в Google “администрирование садика” и нашла информацию о курсах в Киеве для администраторов Монтессори садов. И я уехала учиться.

Как тебе это удалось с двумя детьми?

Я спросила соглашения мужа остаться с двумя детьми. На тот момент у нас уже была няня, и моя мама помогала. И так меня отпустили. А в Киеве увидела нечто такое, что было понятно – нужно учиться дальше. Я попала в классы, где малышня ходит с этими подносиками, занимаются тихонечко, спокойненько, классическая музыка играет. Фантастика. И тогда я записалась на годовой обучающий курс.

Я так понимаю в этот момент ты уже была готова открывать садик в Черкассах?

Да. Когда училась, я понимала что нужно искать помещение. И в моей жизни появились люди, которым понравились основы метода и они согласились реализовывать этот проект вместе. Начался ремонт и закупка материалов.

Как быстро набралась первая группа?

В декабре 2009 года открылась первая группа, где были Миша, Дина и еще двое деток. В тот момент мы активно давали рекламу, плюс каждые выходные я проводила бесплатные лекции о Монтессори методе. И уже в январе было больше 10 деток.

Первая Монтессори школа в Черкассах: как и зачем создавалась?

Как возникло желание открыть альтернативную школу в городе? Это было для Миши?

Нет, Миша пошёл в обычную школу. Моего садика он застал полгода, потом он пошёл в 31 школу и оттуда бегал ко мне в сад на продленку. Тогда мыслей про школу вообще не было. И появились они через три года, когда Миша закончил 4 класс, а Дина второй. Мысли о школе подбрасывали родители, спрашивали что им делать после садика. Я говорила – искать хорошего педагога в тех школах, что есть. Но были те, которые переживали. Как раз в то время в Украине появился педагог, которая получила знания про монтессори школу в Австрии. Я пригласила её в Черкассы для проведения курса. В процессе стало ясно, что детей надо забирать со школ.

Почему? Что именно тебя так сильно поразило?

Меня очень поразила математика. Я всегда страдала, почему дети так не любят математику и не понимают. А тут нам на курсе объяснили наглядно из бусинок и кубиков, как формулы выводятся, как дроби понимаются. Как абстрактные понятия можно давать детям в довольно раннем возрасте.

Школа – это достаточно серьезный шаг. Это более длительное время обучения в сравнении с садиком и это подготовка к будущему поступлению, было ли тебе тогда страшно?

Да. Первые два года я сильно всех отговаривала. Я рассказывала все минусы, чтобы было понятно, что мы экспериментируем, что мы получили базу в образовании, но не имеем опыта. Я это всё говорила каждому из родителей, но они нам доверились и на конец года в школе было 6 человек разного возраста. Второй год мы начали с 14 людей и стало понятно, что нужно помещение больше. На данный момент у нас 30 детей разного возраста, которые учатся вместе.

В чём преимущество такого способа обучения, когда вместе занимается и первый, и четвертый класс?

Индивидуальный подход. Возможность поддержать то желание естественного развития, которое есть в ребёнке именно сейчас. Например, по программе все дети в 4 классе должны учить анатомию, а кому-то она может быть интересна чуть раньше, а кому-то чуть позже. И ребенок имеет возможность выбирать, когда это учить.

Может быть такое, что ребенок вообще пропустит анатомию, потому что будет включен на что-то другое?

Нет, базу мы даем все равно. Дети 4 класса получат необходимый минимум благодаря тому, что есть запланированные уроки. Но тот ребенок, которому в кайф именно анатомия, он может делать что-то больше – строить из пластилина части тела или делать проекты тогда, когда хочет.

Не возникало ли ситуаций, когда ребенок не получил достаточных знаний, чтобы сдать необходимые аттестации? Были ли дети, которые не сдавали государственную итоговую аттестацию в 4 классе?

Нет, не было. К обязательным к сдаче в 4 классе – чтение, украинский язык, математика дети готовятся отдельно. Обычно мы приглашаем педагогов из других школ, чтобы извне сказали, где доработать. Это аттестация больше учителей.

О личном

Как ты находишь время на всех детей?

Чем старше дети становятся, тем с одной стороны проще физически – ты больше им доверяешь, все таки растут люди и сепарация продвигается, но с другой – с ними все равно надо проводить время, вести философские беседы, говорить о жизни, ну и плюс стандартные вещи – отвезти, привезти, покормить, погулять. Времени на совместное времяпровождения нужно прилично, а если учитывать, что в идеале нужно проводить время с каждым ребенком отдельно, это очень сложно.

Желая дать только лучшее своим детям, мамы иногда сомневаются в себе. Как понять: какие методы воспитания ошибочны, а какие – нет.

Иногда мамы плохо чувствуют свою интуицию. На этапе беременности ее забивают, в родах за нее решают, как дышать, как лечь, не дают возможности доверять себе. По идеи, природа все сделала. И когда ребенок появляется – мамы по какой-то микромимике понимают, что хочет ребенок сейчас. Это связь на биологическом уровне, на уровне энергий. И мне кажется, когда мама доверяет этим инстинктам, она просто наблюдает, как ребенку сейчас. И верит в то, что он – индивидуальность, которая пришла в мир стать человеком, а она здесь для того, чтобы помочь и не навредить. Мама должна верить в то, что у нее есть на это способности.

Какой последний фильм или сериал тебе понравился?

Я люблю кино разное. В последнее время больше смотрю для отдыха. В жизни достаточно событий, реальных характеров, замысловатых сюжетов. С детьми старшими смотрю Марвел, Звездные войны, Поттериану. Сама люблю фильмы и сериалы про медицину, от достаточно банальной Анатомии Грейс до эпатажной Больницы Никербокер. Из любимых и пересматриваемых полнометражек: Амели, Унесенные ветром, Грязные танцы.

Кто тебя вдохновляет?

Скарлет Охара. Для меня это пример, как в трудные ситуации брать себя в руки. Те методы, которыми она пользовалась для меня не ок, но именно ее сила, жизнелюбие, кокетство, на уровне девочки – это то, что вдохновляет.
Мария Монтесори – женщина, которая меня вдохновляет. Если говорить о монтессори-философии, есть люди, к цитатам которых я обращаюсь, когда думаю. На самом деле, я в поиске женщины, которая справляется и с семьей и с работой одинаково хорошо. Чаще всего я встречаю все таки перевес.

 

5 вещей, которые должна уметь делать мама?

Я бы сказала 5 образований, которые должны быть у мамы:

  • педагоческое
  • поварское
  • медицинское
  • психологическое
  • секусальное образование

Ты дала старт альтернативному образованию в Черкассах, каким ты видишь его в будущем?

Вообще мне бы хотелось, чтобы в Черкассах у родителей была возможность выбора. Чтобы было больше Монтессори центров. Очень хотелось, чтобы Вальдорфская система была представлена в Черкассах. Очень хочется, чтобы были различные тренинговые центры, как например, институт последипломного образования для педагогов.  Чем больше каких-то альтернативных детских учреждений, тем лучше.

 

 

Вам може сподобатися

1 Comment

  • Reply
    Тетяна
    13.05.2018 at 19:26

    Чудова стаття, аж зачиталася! Дякую!
    Однак з пунктуацією не все досконало…

  • Прокоментувати